Молдавские ковры впечатляют своим орнаментом и колоритом

Наиболее распространёнными орнаментами традиционных молдавских ковров являются изображения растений, геометрических знаков, птиц, человека, орудий труда и др.

Среди растительных орнаментов встречаются древо жизни, ваза с цветами, букеты, цветы, ветви, гирлянды, фрукты и т.д. – всё в стилизованном виде. Из геометрических орнаментов чаще использовались поперечные полосы, прямые, зигзагообразные, треугольники, ромбы, круги, квадраты, звёздочки, зубцы, завитки и др. Некоторые из этих рисунков (круг, ромб, квадрат, звезда) изначально имели символическое значение. Часто рядом с геометрическими и растительными фигурами помещали изображение женщины – символ жизни и плодородия. Древо жизни изображалось в разновидностях, символизируя плодородие либо древо мудрости, древо рода.

Наряду с природой и человеком часто встречаются стилизованные изображения птиц (петухов, гусей, уток, павлинов), различных насекомых (жуков, пауков), орудий труда (гребень и вилка для уравнивания нитей ковра, челнок, сновалка, стаканчики, вазоны), монограммы с указанием года изготовления, имя хозяйки ковра, различные символы-обереги ковра.

Орнаментальная композиция молдавского ковра определяется его размерами, пропорциями и назначением, характером мотивов орнамента. В формировании композиции ковра принимают участие несколько структурных элементов: фон, центральный рисунок, называемый «цветок» или «озор» и кайма. В прошлом ковры имели цветной фон: коричневый, зелёный, жёлтый, розовый, синий, разных оттенков чёрного. Все эти цвета получали при помощи натуральных растительных красителей.

Обычно основной цвет фона был контрастным фону каймы: если один фон был тёплого оттенка, то другой – холодного, и наоборот. Старинные ковры отличались свободой и асимметричностью как мотивов орнамента, так и колорита. Довольно частый способ размещения растительных или геометрических мотивов орнамента – в ряд по ширине, повторяя такой ряд несколько раз по длине ковра. Мотивы орнамента располагались вертикально или горизонтально в зависимости от назначения ковра.

Важную роль в декоративном решении ковра играет кайма, состоящая и 2, 3, 4 частей («приваз», «гулер», «кенар», «маржине») и отличающаяся по цвету и структурным элементам. Встречаются, однако, ковры и без каймы. Мотивы орнамента «озор», как и на самом ковре, имеют свои названия: «колёса», «звёзды», «радуга», «ладони», «свекла», «листья ореха», «вазон», «букеты», «петухи», «рак» и др. Каждый рукодельный ковёр несёт на себе отпечаток мастерства и художественного вкуса его создательницы. В молдавских сёлах ковры с одинаковым названием, созданные по одной модели, никогда в точности не повторяли орнамент и колорит, каждый ковёр был уникальным.

Декор отличался ритмичностью и простотой, колорит – разнообразием. Вплоть до конца XIX века цветовое решение ковров основывалось на растительных красителях. В качестве красителей использовались различные растворы из корней, коры деревьев, цветов, листьев в смеси с различными веществами, которые усиливали яркость и предотвращали выцветание. Часто использовались встречающиеся в дикой природе сумах, одуванчик, кора ореха, дикой яблони, луковая шелуха, бузина, крапива и т. д. Получавшийся в результате цвет зависел от умения и знаний мастериц, которые занимались окраской в домашних условиях, от качества и концентрации красителей, от качества шерсти и технологии домашнего крашения. Цветовая гамма старинных ковров отличалась умеренностью и использованием ограниченного числа оттенков для создания одного ковра. Несмотря на наличие богатой палитры, получаемой из натуральных красителей, цветовая гамма одного ковра состояла из пяти-девяти оттенков. Очарование состояло не в количестве цветов, а в контрастном сочетании тёплых и холодных оттенков. Если в ковре использовался один и тот же мотив орнамента, он повторялся в разном цвете. Такая цветовая асимметрия придаёт коврам богатый декоративный эффект и утончённый стиль. На основе цветовой гармонии, спокойной и сдержанной, на основе несложных орнаментов народным мастерам удалось создать бесконечное богатство ковров, из которых ни один не похож другой, в которых прослеживается стремление к оригинальности и следованию многовековым традициям.

Как отмечалось выше, художественный уровень и облик молдавских ковров был высоко оценён на выставках, имевших место не только в Молдове, но за границей: в Париже, Женеве, Осаке, Загребе, Брюсселе, Лондоне, Ганновере и др.

 

noi.md

Scroll Up